В среднем около 40 тонн кофейных зерен получают в Танзании, отправляя почти весь урожай на экспорт. Две трети танзанийского кофе – арабика. Треть – робуста. Экзотическая, с точки зрения европейцев, страна прошла большой путь в освоении этой культуры – от «дикого» использования робусты (ее употребляли особым способом) до стандартизации продукта и продажи на биржевых торгах. В наши дни более 2 млн. танзанийцев имеют отношение к кофейной индустрии.
Кофе – это валюта
Когда-то в одном из племен Танзании кофейные зерна варили и жевали. Люди понимали стимулирующие возможности растения. Для местных вождей был ясным и другой аспект: эти зерна ценятся как товар для обмена.
На танзанийское сельское хозяйство большое влияние оказала немецкая и английская колонизация, хотя преодолеть сложившиеся традиции оказалось не просто. В конце 19 века немцы стали выращивать новый для страны сорт арабики. Несмотря на определенное противодействие, культивировать его начали несколько племен.
А после Первой мировой войны благодаря англичанам было реформировано земельное законодательство, появлялась новая инфраструктура. И разведение кофе стало более интенсивным. В 1925 году возникла первая ассоциация плантаторов Килиманджаро, задачей которой стала оптимизация цен.
Разнообразные социально-экономические эксперименты то способствовали росту производства и продаж, то приводили к их падению. В 2018 году правительство потребовало продавать кофе только через аукцион, запретив прямую закупку у фермеров. В 2019 году было продано около 50 тыс. тонн.
Сейчас кофе выращивают почти 300 тысяч человек: в основном в мелких землевладениях. Только 10 % составляют крупные плантации. Для местных племен кофе – это действительно валюта. Продукт слишком дорог для населения, хотя внутреннее потребление кофе понемногу растет год за годом. Точно так же, как трюфели во Франции, кофе в Танзании интересует фермеров главным образом как товар. Здесь стараются не потерять ни одного зерна. В урожайный год кофейная индустрия приносит более 100 млн. долларов США.
Кофейные регионы
Плоды собирают с октября по февраль. Субэкваториальный климат этих мест отлично подходит для кофейных деревьев. Робуста растет в райне Букоба (Кагера). Всего регионов, где выращивают арабику, девять. Среди них:
- Иринга;
- Кигома;
- Мбея;
- Морогоро;
- Нгара.
К лучшим сортам относят арабику, выращенную в Северном Килиманджаро. Горные склоны Усамбара и Матенго также приспособлены для возделывания кофе. Крупные поместья находятся в южной части страны – в районе Мбинга. При слишком интенсивном солнце плантации защищают широкие листья банановых посадок. А новые саженцы – специальный тент.
Классы зерна
Классификация зерен определяется размером, формой и даже плотностью. Всего у танзанийского кофе в зернах одиннадцать классов. Самые значимые категории:
- АА – стандартное крупное зерно.
- А – крупное;
- B – чуть меньше;
- C- меньше крупного;
- E – сверхкрупное.
Один из самых любопытных – сорт PB. Это «пиббери». «Косточка» плода напоминает черешню, это одно зерно, а не два, как бывает обычно. Peaberry идет на экспорт в США.
Танзанийская арабика подразделяется по размеру ради правильной обжарки. Вкус же чашки специально оценивается дегустаторами. Так, например, арабику Lavazza Tanzania итальянский производитель описывает как ароматную, насыщенную, с глубоким послевкусием.
Какой кофе дешевле
Цена на основные классы отличается не сильно, лишь варианты АА и АВ немного дороже. Ниже цена на немытую арабику (ее не так много) и категории F, AF, TT, UG, TEX.
Робуста значительно дешевле – в два раза. На аукционе представлены несколько категорий этого кофе. Самая высокая стоимость у Robusta 18.
Продажа кофе из Танзании на аукционе проходит в сезон сбора урожая еженедельно по четвергам в Моши (регион Килиманджаро). Кофейная биржа помогает лицензированным торговцам купить любое количество продукта, без каких-либо ограничений по объему. Он обжаривается и фасуется в основном иностранными участниками рынка.
Развитие бренда
Танзании не так просто конкурировать с другими производителями: большая часть танзанийского кофе в зернах смешивается с марками иных государств. За брендирование в итоге отвечают страны-импортеры. Только некоторые из них упоминают страну происхождения.
Тем не менее, в Японии, которая является ведущим импортером танзанийского продукта, есть бренд «Кофе Килиманджаро». При этом район производства точно не указывается. Даже наличие трети зерен из Танзании позволяет товару получить данную маркировку на японском рынке.
Еще несколько стран заинтересованы в поставках кофе из Танзании – это США, Италия и Германия. Кстати, итальянский бренд «Lavazza Tanzania» отдает должное стране, где был собран продукт. Кофе «пиббери», продаваемый в США, также характеризуется как танзанийский.
Аграрная культура
Одна из серьезных проблем, влияющая на экспортные поставки, – болезнь кофейных деревьев. Она появилась в конце 20 века. Уменьшение объема производства, возникшее из-за увядания растений, привело к необходимости исследовать и оптимизировать агрокультуру.
В 2000 году государство и представители кофейной индустрии основали Танзанийский институт кофе. Фермеры получают доступ к достижениям научно-исследовательской деятельности: без новых технологий нет практических успехов. Требовалось улучшить сельскохозяйственные навыки фермеров и омолодить плантации. И все же, по свидетельству специалистов, танзанийский кофе по-прежнему выращивают без химикатов.