Несомненной победой в борьбе за признание уникальности местной арабики стал бренд «Колумбийский кофе». Защищенное название было утверждено Европейским Союзом в 2007 году. Намного раньше эксклюзивность продукта была признана в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки.
Хуан Вальдес – лицо успеха
Специально придуманный для колумбийской кофейной индустрии персонаж – неунывающий плантатор в широкополой шляпе, верхом на муле. Ему дали имя, одно из самых распространенных в испанском языке – Хуан. И фамилию, привычную слуху латиноамериканцев. Хуан Вальдес и мул Кончита, изображенные на фоне гор, принесли огромную пользу производителям кофе.
Логотип, напечатанный на мешках с зернами, с 1958 года стал своеобразным знаком качества. Именно за высокие стандарты своей продукции долгие годы билась ассоциация кофепромышленников Колумбии. Символика стала указанием на то, что продукт имеет только местное происхождение, отвечает необходимым требованиям и не смешивается с какими-либо иными зернами.
Лошадка – это не просто дань архаичным методам ведения хозяйства. Фермы находятся высоко в горах, до многих из них невозможно добраться на машине. Чтобы образ фермера стал убедительнее, его «оживили» для рекламных кампаний. Дольше всех (почти 50 лет) роль Хуана Вальдеса исполнял актер Карлос Санчес.
Рисунок же используется не только на мешках, но и на упаковках, этикетках и т.п. Сетевые кофейни под вывеской «Хуан Вальдес» есть в Колумбии и других странах.
Взлеты и падения
Фермеры ухаживают за плантациями в горных районах на высоте от 500 до 2300 м. Полмиллиона семей живут, занимаясь этим непростым делом. Чтобы понять масштаб данной сферы деятельности, стоит напомнить: плантации расположены на всех горных хребтах страны и занимают более миллиона гектаров. Средний общий показатель для всей страны – 12 млн. мешков (каждый по 70 кг) в год. Но в зависимости от погодных условий и других важных моментов он может расти или снижаться.
С 18 века сложности в производстве кофе – это не только вопросы агротехники и значительных затрат труда. Есть острые политические и экономические составляющие, которые неоднократно ухудшали или улучшали состояние дел. Национальная федерация производителей кофе стремится к прогрессу в агрикультуре и урегулированию политико-социальных диссонансов.
Землетрясения, изменение климата неблагоприятно сказываются на кофейной индустрии. Новая напасть – пандемия, которая не дает возможности привлекать необходимое число сезонных рабочих. Были и другие проблемы, которые удалось преодолеть. Например, забастовки «кафетерос» в 2013 году из-за падения цен на продукцию и недостаточности субсидий правительства. Поскольку общая тенденция роста потребления кофе из Колумбии в мире сохраняется, то плантаторы могут рассчитывать на «правильную» стоимость в перспективе. Сейчас спрос на моноарабику Колумбии выше произведенного здесь объема.
Два урожая в год
В рейтингах стран-производителей Колумбия занимает высокие места по главным показателям. По общему объему – третье, по арабике – второе.
Два урожая не равноценны по количеству и качеству. Первый, главный сбор проходит с апреля по июль и дает до 90 % всего объема за год. Второй – не так значителен, но и он вносит свой вклад.
Национальный институт кофе влияет на агрокультуру самым непосредственным образом: работает над селекцией растений для максимальной урожайности и устойчивости к болезням. Институт разработал четкую классификацию для кофейных зерен. Во-первых, по размеру (3 варианта). Во-вторых, по возможным дефектам зерна (тоже 3 стадии). Это сказывается на экспортной цене.
Допускается определенная стандартизация моноарабики Колумбии, когда зерна с разных плантаций смешиваются, имея общие показатели по размеру и дефектам. Считается, что если произведено зерно высочайшего качества, система дает возможность проследить происхождение лота с самого начала и купить кофе от регионального фермера.
Колумбийская арабика по регионам
Не стоит сомневаться: кофе из Колумбии – это арабика и только арабика. По большей части на экспорт для дальнейшей переработки идут еще не обжаренные зерна. Сорта делят по регионам. Как и в виноделии, считается, что особенности выращенного сырья зависят от конкретных природных условий. Отличается колумбийский кофе по происхождению:
- Amazónico – из департаментов Какета и Путумайо;
- Cauca – выращенный на вулканической почве;
- Casanare – муниципалитет Тенаре;
- Nariño – на высоте до 2300 м близ вулкана Галерос.
Различие в температурном режиме, высотности, влажности и особенностях почвы приводят к особой насыщенности, вкусу и аромату получаемого в результате обработки зерна напитка. Поклонники и дегустаторы отмечают узнаваемые характеристики кофе из десяти областей. В разных чашках будет привкус жареного грецкого ореха или сладкие, цветочные ноты, маленькая или заметная кислинка, травяной или карамельный аромат. Всех нюансов аутентичного колумбийского кофе не перечесть. Для его любителей есть замечательное предложение в «Coffeeynya»: купить кофе, происходящий из этой страны.
Культура Колумбии по праву гордится своим кофе, как и другим шедевром этой страны – прозой нобелевского лауреата Габриэля Маркеса. Особая аура креольской истории, загадочность и простота, присуща этим выдающимся достижениям. Объект, охраняемый с 2011 года ЮНЕСКО – «Кофейный культурный ландшафт Колумбии».